Вторник, 24.10.2017, 06:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Рубежанская центральная городская больница

Каталог статей

Главная » Статьи » Реформирование здравоохранения

Реформирование системы здравоохранения.
Реформирование системы здравоохранения.

Прежде чем начать реформирование, полезно задаться вопросом, чем же плоха старая система? Отвечая на этот вопрос, мы неизбежно начнем разбирать ее на составляющие части, оценивая каждую в отдельности. И так, вернемся в историю. Великий и могучий Советский Союз, бесплатное медицинское обслуживание всего населения от мала до велика, гарантировано государством и это действительно работает. Не будем обсуждать, и дискуссировать на предмет качества, уровня и т.д. и т.п.! Плюсы тогдашней медицины — ее профилактическая направленность, доступность, бесплатность, территориальный принцип обслуживания и прочее. Областные больницы и диспансеры были организационно-методическими центрами. Они занимались анализом показателей здоровья населения, разрабатывали методики по диагностике и лечению больных, осуществляли плановые и срочные выезды в города и районы, проводили большую санитарно-профилактическую работу среди населения. Это была национальная технология и ни одна страна мира ничего подобного не имела! Вся система здравоохранения ориентирована в первую очередь на оказание стационарной медицинской помощи. Делался упор на создание максимального количества койко-мест, это и считалось залогом хорошей медицины. Такое видение проблемы было обусловлено тем, что на заре создания советской системы здравоохранения основной задачей была борьба с эпидемиями, и именно поэтому было принципиально важно создать максимальное количество лазаретов, в которых можно было бы изолировать больных. Любой человек, попавший в стационар, обеспечивался трехразовым питанием, постельным и нательным бельем, круглосуточным медицинским наблюдением и, конечно же, всеми необходимыми медикаментами – бесплатно. А бесплатно ли? Для больного – да, ведь за него все это «изобилие» оплачивает государство. И сейчас люди старшего поколения, со слезой на глазах, вспоминают те времена. Для СССР с его экономической «мощностью», который тратил триллионы рублей на оборону, эти миллионы из бюджета на медицину были совсем «не заметны». Ведь все это на благо трудящихся – хозяев этой сверхдержавы! Основной лозунг – у нас всего много, на всех хватит. И как в пословице: гром не грянет, мужик не перекрестится. Тратим, не считаем. И гром – грянул. 1991 год – «Великий и могучий» распался на много малых и независимых государств со своими малыми экономиками. Каждому новому молодому независимому государству достался свой кусочек той советской системы здравоохранения системы Семашко. Разумеется, что для неокрепших экономик такой груз оказался не подъемным! Молодой независимой Украине, с ее большой плотностью населения особенно в восточных областях, достался большой «куш», поддерживать который, было не в силах. Медицинские работники с содроганием вспоминают те времена, когда безжалостно сокращались «лишние» койки и люди, когда по полгода и более не платили зарплату, когда работали, будучи в «бесплатном отпуске по собственному желанию». Но любая буря заканчивается, и мы выжили… Все эти годы система здравоохранения живет в подвешенном состоянии, в ожидании реформ. Врачи мирятся с нищенской заработной платой и ждут ее повышения, пациенты мирятся с низким качеством лечения и его «бесплатностью», депутаты и министры с высоких трибун пафосно рассуждают о состоянии отрасли.

На сегодня охрана здоровья нации, граждан Украины, находится на краю пропасти, и этот край становится все уже, а дальше – бездна, из которой невозможно выкарабкаться. Дабы не попасть в эту бездну и осторожно пройти по краю пропасти, срочно необходимы серьезные общегосударственные реанимационные мероприятия, иначе – смерть.


Хочу рассказать вам о некоторых замечаниях и своем видении в сфере охраны здоровья с точки зрения практического врача, обыкновенного врача «советского образца», которых становится все меньше и меньше.


Власть продолжает сознательно удерживать неэффективную и недееспособную систему здравоохранения, которая не удовлетворяет ни больных, ни медиков, и заверять нас в том, что медицинская помощь в Украине предоставляется бесплатно.


Никто не решается высказать вслух очевидную истину: в нынешних социально-экономических условиях государство не в состоянии в полном объеме выполнять положение статьи 49 Конституции Украины в части предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения. Скажите, кто сегодня не платит за свое здоровье? Кто бесплатно пользуется лекарствами?


Скажу откровенно: бесплатной медицины не бывает. Абсолютно все требует человеческого времени, энергии и труда, которые, в конечном счете, выражаются денежным эквивалентом. «Бесплатность», скорее всего, является иллюзией, которая закрепилась в нашем сознании.


Бесплатной медицина должна быть для больного. Но кто-то все же должен рассчитаться с медучреждением. Стоимость медицинских услуг должна возмещаться, к примеру: для пенсионера – через пенсионный фонд, для ребенка – бюджетом города или района, где он живет, а для работающего – работодателем, заключившим договор с медиками.


Все отрасли экономики развиваются по законам рынка, и только здравоохранение продолжает оставаться административным и управленческим бременем для государства.


В нашем обществе возник парадокс относительно оценки труда доктора, который во все времена и сейчас в цивилизованных странах был и остается одним из самых почитаемых и высокооплачиваемых. Невольно задаешься вопросом, какие серьезные опасности ожидают общество и конкретного человека, если вдруг, скажем, прекратится футбольный матч или остановится работа какого-то весьма прибыльного предприятия? Неприятно, но не смертельно. А если некому будет своевременно и профессионально оказать помощь больному, страдающему гипертонией, опухолью, когда неминуем летальный исход?! И если, не дай Бог, такое заболевание возникнет, нет человека, который в панике не хватался бы за доктора, способного вернуть ему здоровье. Доктор – это человек, на которого мы возлагаем все наши надежды, когда мы больны, и высылаем на него всех собак, когда мы здоровы.


Укомплектованность украинских больниц медицинскими работниками сегодня очень низкая. Во многих медицинских учреждениях каждый третий врач достиг пенсионного возраста. Еще недавно юноши и девушки стремились в медицину – приобщиться к одной из самых престижных профессий. Если раньше поступить в медицинский ВУЗ было очень сложно, то сейчас конкурсы на поступление из года в год сокращаются. Теперь молодые специалисты не спешат идти в госучреждения на «нищенские» зарплаты. Здесь уместно изречение Гиппократа: «Доктор – это существо особой касты, и все – от нищего до императора – должны постоянно помогать ему в том, чтоб он не был вынужден бороться за свой кусок хлеба». Однако на сегодня добросовестных врачей становится все меньше, что вызвано ситуацией «каждый сам за себя». По этой причине в повседневной жизни доктор имеет три лица – порядочного человека, ангела у постели больного и дьявола, когда он просит гонорар. Все это непосредственно отражается на качестве медицинских услуг.


У нашего общества давно появилась необходимость во враче, который мог бы уберечь пациента от ненужных дорогостоящих медицинских услуг. Вот качества таких врачей-специалистов:


·        клиническое воспитание и порядочность доктора;


·        отстаивание своих позиций в постановке диагноза;


·        врачебная культура и этика.


В существующей в Украине системе здравоохранения, унаследованной от СССР, приоритет принадлежит стационарной медицинской помощи. Опыт же европейских стран, свидетельствует о том, что внедрение современных технологий и повышение качества первичной медицинской помощи уменьшают потребность в стационарном лечении многих заболеваний.


Представители всех ветвей власти уже признали, что система Семашко себя исчерпала. Пока мы честно не пойдем на такой непопулярный шаг, мы обрекаем систему здравоохранения на постепенное уничтожение. Это объективная реальность, и от нее никуда не деться.


Диагноз таков: украинское здравоохранение поражено тяжелой хронической болезнью, и ее невозможно одолеть никакими финансовыми вливаниями. Это генетическая болезнь, она перешла к нам по наследству от советской системы здравоохранения. Ее первопричина – затратный механизм функционирования системы, в котором главным и почти единственным показателем является освоение выделенных бюджетных средств и так называемая загрузка койко-мест.


На каждые 100 тыс. населения в Украине приходится почти тысяча больничных коек, что почти в два раза больше, чем в европейских странах. Избыток стационаров ведет к распылению бюджетных средств и недофинансированию каждого из них. Отечественная система медицинской помощи представляет собой перевернутую пирамиду: три четверти денег тратится на стационарное лечение и скорую помощь, и лишь четверть - на профилактику заболеваний, содержание семейных врачей и амбулаторное лечение. А ведь помощь семейного врача (первый уровень медицинской помощи) обходится в восемь раз дешевле лечения в стационаре (второй уровень) и в двадцать раз дешевле лечения в узкоспециализированных больницах (третий уровень). Но именно жизненно необходимый стране первый уровень медпомощи почти не развивается и не финансируется.


В житейской практике это выглядит так: при легком недомогании человеку обратиться некуда: семейных или, как нам привычнее, участковых врачей не хватает. Вот человек и лечится, сам как может, пока дело не дойдет до «скорой помощи», срочной госпитализации и операции. Отсюда – гораздо более тяжелые последствия для здоровья человека, и гораздо более высокие затраты для государства.


Итак, сегодняшняя реформа включает в себя все то, о чем в Украине говорят уже 20 лет: отказ от финансирования «лишних» койко-мест, новые супероснащенные машины скорой помощи, внедрение клинических протоколов, оптимизация сети медицинских учреждений, четко разделить медицинскую помощь на первичную, специализированную и высокоспециализированную; сделать первичную более доступной, а специализированную – более высококвалифицированной и высокотехнологической Первоначально схема будет обкатана на трех пилотных регионах – Винницкой, Днепропетровской и Донецкой областях. Эксперимент должен уложиться в два года, еще год отводится на то, чтобы сделать выводы из эксперимента и подготовить реформу в масштабе всей страны.


Начинается реформа с оптимизации сети медучреждений. Под оптимизацией подразумевается, что слабые отделения в заштатных больницах будут закрыты с целью экономии ресурсов в пользу других больниц, которые лучше оснащены и готовы оказывать более квалифицированную помощь. На месте закрытых отделений должны быть организованы другие медицинские учреждения – к примеру, хосписы или амбулатории.


По стране будут сформированы госпитальные округа, в которые войдут: больницы планового лечения хронических больных (обязательно в каждом районе), заведения первичной медико-санитарной помощи, центры первичной медико-санитарной помощи, многопрофильные больницы интенсивного лечения (именно сюда будут везти пациентов скорые, здесь же будут и родильные отделения), больницы для восстановительного лечения.


Благодаря оптимизации должна вырисоваться четкая траектория, по которой будут проходить пациенты. Около 80 % людей, которые обращаются к врачу, нуждаются в первичной медицинской помощи, а не в специализированной. Тем не менее, многие из них обращаются именно к специализированным врачам, и часто не к одному, а к нескольким – с болью в груди посетят и кардиолога, и невропатолога, и еще одного кардиолога для перестраховки. Таким образом, специалисты тратят свое время на тех пациентов, которым способен помочь врач общей практики. В результате реформы помощь врача общей практики должна стать более доступной, а помощь специалистов будут получать те пациенты, которые в этом действительно нуждаются.


Семейные врачи могут не только послушать хрипы в легких и выписать бисептол при бронхите, но и избавить пациента от разнообразных мелких напастей – отита, ангины, цистита и т.д. И, соответственно, избавить пациента от необходимости обращаться к узкому специалисту. Хотя определять, к кому направить больного, семейный врач также должен виртуозно – создавая ту самую траекторию пациента. Если врач общей практики видит, что случай не в его компетенции, он отправляет пациента дальше по траектории – к ЛОРу, окулисту, в стационар и т.д. Реформа должна снизить нагрузку на специализированное звено медпомощи, но не за счет того, что пациента «не пустят» на прием к специалисту, а за счет того, что «маленькие» проблемы со здоровьем он может сразу решить у участкового врача.


Врач общей практики может оказать помощь при различных заболеваниях, где не требуется сложная аппаратура или какие-то глубокие специальные знания. Многие возмущаются тем, что один врач будет лечить от всего. Но на самом деле семейный врач должен оказывать первичную помощь буквально при сотне простых заболеваний, а часто встречающихся гораздо меньше сотни – около 30. Поверьте, это совершенно несложно. Причем врач общей практики будет оказывать помощь независимо от возраста пациента – и детям, и взрослым, как принято в большинстве стран мира. При этом остаются и терапевты, и педиатры для оказания медицинской помощи при более сложных состояниях, выходящих за пределы компетенции врача общей практики.


Районные больницы в их нынешнем виде перестанут существовать, и будут перепрофилированы – в основном, в больницы планового лечения хронических больных. Всех пациентов, которые нуждаются в срочной помощи – с переломами, обострениями хронических болезней, инфекционными болезнями, рожениц – «скорые» должны доставлять в больницы интенсивного лечения. Причем «скорые» не простые, а такие, в которых есть все необходимое оборудование для поддержания пациента в безопасном для жизни состоянии. Запланированное время приезда скорой на вызов: в городе – 10 минут и 20 минут в сельской местности.


Все представленные проблемы здравоохранения Украины есть и в нашем городском здравоохранении. Имеется дефицит врачебных кадров, на сегодня это 25 вакансий. В нашей больнице работает 12 семейных врачей вместо необходимых 17. Поэтому назрела необходимость в подготовке собственных кадров, т.е. обучение лучших учеников школ города в медицинском университете за счет средств местного бюджета. Таким образом мы будем иметь возможность получать врачей необходимых специальностей.


Что же касается стационарной помощи, то за 2010 год в стационарах с круглосуточным пребыванием было пролечено 10541 рубежанин, в дневных стационарах – 3006 и в стационарах на дому – 3765. Как видно в стационарах с круглосуточным пребыванием пролечилось почти в 2 раза больше людей, но было ли это действительно оправдано? Ведь если провести опрос этих 10541, то выяснится, что процентов 80 целые сутки в стационаре не находились, а после приема необходимых процедур, отпрашиваясь у лечащего врача, уходили домой, то есть объективно лечились в дневном стационаре. Вот и получается, что сама жизнь уже давно превратила наши круглосуточные стационары в «дневные». А ведь поддержание этого коечного фонда обходится в не малую копеечку, к примеру стоимость 1 койко-дня в стационаре с круглосуточным пребыванием составляет 9,03 грн., в то время как на дневном – всего 1,05 грн. Кто из нас будет нанимать огромный грузовик, чтобы перевезти спичечный коробок?


Значит, назрела необходимость произвести реструктуризацию имеющегося коечного фонда, а именно оставить только необходимое количество коек с круглосуточным пребыванием для тех больных, кто действительно нуждается в постоянном наблюдении и уходе медицинскими работниками. А остальные больные могут прекрасно лечиться в обычных дневных стационарах, а многие и в стационарах на дому. Освободившиеся таким образом средства необходимо направить на улучшение качества оказания медицинской помощи: приобретение необходимых медикаментов и медоборудования.


В 2011 году в городской больнице будут проведены определенные структурные изменения. А именно сокращение 30 коек круглосуточных стационаров и расширение количества коек дневных стационаров. На базе Рубежанского родильного дома создан межрайонный родильный дом, где будут обслуживаться жительницы Кременского района и жительницы нашего города. Создание такого родильного дома позволит улучшить диагностическую и лечебную базу путем привлечения финансовых средств из Кременского района и областного бюджета. Таким образом, мы попытаемся «навести порядок» в имеющемся коечном фонде и начать называть вещи своими именами.


Также рассматривается вопрос создания так называемой телемедицины, суть которой заключается в возможности консультирования больного со специалистами находящимися в других городах при помощи современных средств связи и Интернета. Т.е. не выходя из своего кабинета, врач может проконсультировать своего пациента к примеру с профессором в Киеве, отправить необходимые снимки и обследования и получить все необходимые рекомендации по дальнейшему ведению данного пациента. Больному человеку не надо будет ехать в другой город просто на консультацию, если лечится он будет по месту жительства. Данный вид медицины давно широко используется во многих развитых странах мира и позволяет врачу и больному сэкономить много времени, сил и, конечно же, денег.


Источник: http://Материалы различных периодических и интернет изданий
Категория: Реформирование здравоохранения | Добавил: doctorlive (25.01.2012)
Просмотров: 1987 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
RSS

Категории раздела

История медицины г. Рубежное [2]
Реформирование здравоохранения [4]

Наш опрос

Ваше отношение к реформированию здравоохранения Украины
Всего ответов: 50

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz